doramaland.info

Саранск-OnlineHEADHUNTER
Саранск Саранск
Главная События Афиша Галерея Юмор Знакомства Форум Чат
КАТАЛОГ РЕСУРСОВ
Город и общество
Знакомство История Районы Общие сведения Самое самое Улицы
Почетные граждане города Власть Государственные услуги СМИ Службы специального назначения
Культура искусство
Ансамбли Библиотеки Памятники Религия Театры Музеи Дворцы Дома Кино Музей Эрьзи Краеведческий музей
Наука образование
ВУЗы Техникумы Академии Архивы ГОСКОМСТАТ РМ Школы
Товары услуги фирмы
Магазины Оптовая торговля Рынки Связь Химчистки Парикмахерские Ателье Страховые компании АЗС Компьютерные фирмы Гостиницы
Бизнес экономика
Виртуальная юридическая консультация Предприятия Комбинаты Банки Работа в Саранске
Здоровье медицина
Аптеки Родильные дома Больницы Лечебницы Диспансеры Консультации
Досуг хобби разное
Бары Кафе Рестораны Клубы Спорт Закаты Кафе "Метро"
On-Line Меню Водоемы Фонтаны Поэзия Парки Грозы Киберлига.Ru ЗООПАРК
КУЛЬТУРА ИСКУССТВО / Музеи/ Экспозиция произведений скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи


Ансамбли
Библиотеки
      • Национальная библиотека имени А. С. Пушкина Республики Мордовия
      • Республиканская детская библиотека
      • Научная библиотека им. М. М. Бахтина Мордовского государственного университета
Памятники
      • Пугачевские места
      • Памятник А. С. Пушкину
      • Памятник А. И. Полежаеву
      • Памятник поэту-революционеру Николаю Платоновичу Огареву (1813-1877)
      • Памятник В. И. Ленину
      • Памятник Героям-стратонавтам
      • Памятник воинам Мордовии, павшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
      • Памятник С. Д. Эрьзе
      • Памятник “Навеки с Россией”
      • Мемориально-скульптурный комплекс
      • Памятник “Танк Т-34”
      • Памятник “Самолет”
      • Памятник “Пушка”
      • Остальные памятники и монументы
      Памятники архитектуры и градостроительства
      • Иоанно-Богословская церковь
      • Здание Дома Советов
      • Здание Дома Союзов
      • Мемориальное кладбище
Храмы и церкви
      • Спасский собор
      • Казанская церковь
      • Успенский комплекс
      • Петропавловский мужской монастырь
      • Трехсвятская церковь
      • Христорождественская церковь
      • Покровская церковь
      • Предтеченская церковь
      • Духосошественская церковь
      • Троицкая церковь
      • Кладбищенская церковь царя Константина и Елены
      • Тихвинская церковь
      • Никольская церковь
      • Иоанно-Богословский кафедральный собор
      • Николаевская церковь
      • Александро-Невская часовня
      • Спасская часовня
      • Макаровский Погост
Театры
Музеи
      • Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей
         - Вводный зал. Экспозиция "Мордовская свадьба"
         - Зал дореволюционного прошлого (археология, старый Саранск, Пугачев, война 1812 года)
         - Зал современной истории (революция 1917 года, ВОВ 1941 - 1945 г.г., Промышленность)
         - Зал "Природа Мордовии"
      • Музей мордовской культуры
      • Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи
         - Экспозиция произведений скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи
         - Экспозиция произведения народных мастеров
         - Коллекция русского дореволюционного искусства
         - Экспозиция советского и современного отечественного искусства
         - Отдел профессионального изобразительного искусства Мордовии
      • Музей военного и трудового подвига 1941-1945 годов
Дворцы, дома
Кинотеатры



РЕКЛАМА

Экспозиция произведений скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи


Каждого, кто входит в музей и попадает в его просторный вестибюль, сразу же влечёт широкая мраморная лестница, ведущая на второй этаж, где экспонируются произведения скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи (1876- 1959), талантливое и самобытное творчество которого является одной из ярких страниц не только национальной, но и мировой культуры. Ему по праву отведен центральный зал постоянной экспозиции. В музее хранится более /ЮО работ Эрьзи. Это крупнейшее собрание произведений мастера и нашей стране.

Степан Дмитриевич Нефедов /Эрьзя/ родился в 1876 году в селе Баеве Алатырьского уезда Симбирской губернии /ныне Ардатовский район Республики Мордовия/ в крестьянской семье.

Церковноприходская школа, работа в артелях иконописцев Алатыря и Казани, учеба в Московском училище живописи, ваяния и зодчества /1902-1906/ - основные вехи на пути художественного образования будущего скульптора. В 1906-1914 годах он жил в Италии и Франции, совершенствовал своё мастерство, изучал лучшие произведения мирового искусства.

Псевдоним <эЭрьзя>, взятый С.Д. Нефедовым в честь своего народа, приобрел мировую известность на зарубежных выставках в Милане, Ницце, Венеции и Париже. Этот ранний период творчества скульптора представлен немногочисленными работами: "Автопортрет" /1908/, "Марта", "Женский портрет" /1912/. Они свидетельствуют о редком даре художника глубоко проникать в мир чувств человека и выражать его средствами пластики.

С большим воодушевлением встретил Эрьзя Октябрьскую революцию и активно работал по осуществлению ленинского плана монументальной пропаганды в Москве, на Урале и Кавказе. Там им был создан ряд памятников революции, портреты вождей, деятелей литературы и искусства. Относящиеся к этому времени станковые работы: "Калипсо" /1917/, "Спокойствие", "Мечта", "Ева" /1919/, "Народный трибун" /1920/, "Летящий" /1922/, "Жертвы революции 1905 года" /1926/ демонстрируют широту творческих устремлений мастера, умение работать в различных техниках и материалах.

Своеобразным реквиемом, погибшим, борцам за свободу воспринимается произведение "Жертвы революции 1905 года". Многофигурная композиция мыслилась скульптором как надгробие. Распростертая атлетического сложения мужская фигура, тела двух женщин и ребенка смотрятся цельно и выразительно. Неровная, с резкими выступами поверхность произведения, динамичные светотеневые эффекты, экспрессивная лепка наполняют скульптуру повышенной эмоциональной выразительностью.

В 1926 году С.Д. Эрьзя по решению Наркомпроса был направлен с выставкой своих произведений во Францию. Затем он перевез выставку в Аргентину, где ей сопутствовал успех. В Аргентине скульптор встретил субтропические породы дерева: кебрачо, аль-гарробо и урундай, обладающие необыкновенной твердостью и прочностью и имеющие многочисленные наросты, отличающиеся красивой, причудливой фактурой. Отныне эти породы дерева стали единственным материалом для создания его произведений. Увлеченный работой, Эрьзя остался в Аргентине. Лишь в 1950 году он возвратился на родину, привезя в дар своему народу более двухсот произведений - все лучшее, что было создано им за это время.

В коллекции музея аргентинский период творчества скульптора представлен наиболее полно. Произведения этого времени в экспозиции сгруппированы по основным темам, над которыми мастер постоянно работал.

Чувство собственного достоинства, мудрость и мягкий народный юмор сочетают в себе национальные образы: "Крестьянин-мордвин" /1937/, "Старик мордвин", "Портрет матери" /1940/, "Портрет отца" /1944/. Тоскуя по родине, Эрьзя создавал работы, посвященные родным и близким ему людям, внося в них особую теплоту и задушевность.

Обширна галерея портретов выдающихся деятелей мировой культуры, выполненных мастером в разное время. Среди них: "Александр Невский" /1931/, "Сократ", "Микеланджело" /1940/. При всей несхожести обликов и человеческой сущности каждого из этих персонажей, скульптора в них привлекало то, что все они личности незаурядные, обладающие богатым внутренним миром, натуры мужественные и сильные.

Сложные характеры интересовали Эрьзю в библейских и евангельских сюжетах. Его "Иоанн Креститель" /1928/ и "Христос" /1945/ воспринимаются как реальные люди, страдающие и мучающиеся.

Одним из высших проявлений зрелого мастерства скульптора является образ библейского пророка Моисея (1932), в котором он дает своё представление о народном вожде: мудром, сильном, яростном. Композиция произведения построена на чередовании беспокойных ритмов пластических масс, сообщающих образу внутреннюю динамику и драматизм.

Отличительной особенностью творчества Эрьзи является психологизм, умение передавать тончайшие оттенки человеческих чувств. С особой силой этот дар проявился в так называемой "психологической серии", где он предпринял попытку в символических образах найти эквивалент определенным душевным состояниям человека / "Мужество", 1932, "Ужас", 1933, "Отчаяние", 1936, "Тоска", 1944, "Думы", 1940-е гг./. Для каждой из этих работ мастер ищет особую композицию, новый образный язык, применяет различные способы обработки дерева.

За долгую жизнь на чужбине мордовский скульптор встречался с людьми различных национальностей, и это нашло отражение в его работах: "Ассирийка" /1931/, "Китаец" /1934/, "Аргентинка" /1940/, "Парагвайка" /1941/, "Испанка" /1942/, "Чилийка" /1943/. Беззаветно любя свой народ, он с глубоким уважением и пониманием относился к представителям других стран, их культуре. В работе над каждым портретом, будь то лирический женский образ или строгий мужской, он тонко подмечал в характерах конкретных людей отличительные особенности, присущие той или иной нации.

Заканчивается экспозиция произведениями, относящимися к последнему периоду творчества Эрьзи. В это время он жил и работал в Москве /1950-1959/. Организованная в столице в 1954 году его персональная выставка имела большой успех. В 1957 году Эрьзя был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Созданные в эти годы работы: "Женский портрет" /1954/, "Казашка" /1955/, "В. И. Ленин" /1956/ отражают творческие поиски мастера, связанные с новыми образами и новым для него мироощущением.

ИНФОРМАЦИЯ О САЙТЕ КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ СТАТИСТИКА
Отзывы и предложения
Правовая информация
Расценки на рекламные услуги
Вы можете написать нам
Rambler's Top100