doramaland.info

Саранск-OnlineРеспублика Мордовия. Бизнес-каталог
Саранск Саранск
Главная События Афиша Галерея Юмор Знакомства Форум Чат
КАТАЛОГ РЕСУРСОВ
Город и общество
Знакомство История Районы Общие сведения Самое самое Улицы
Почетные граждане города Власть Государственные услуги СМИ Службы специального назначения
Культура искусство
Ансамбли Библиотеки Памятники Религия Театры Музеи Дворцы Дома Кино Музей Эрьзи Краеведческий музей
Наука образование
ВУЗы Техникумы Академии Архивы ГОСКОМСТАТ РМ Школы
Товары услуги фирмы
Магазины Оптовая торговля Рынки Связь Химчистки Парикмахерские Ателье Страховые компании АЗС Компьютерные фирмы Гостиницы
Бизнес экономика
Виртуальная юридическая консультация Предприятия Комбинаты Банки Работа в Саранске
Здоровье медицина
Аптеки Родильные дома Больницы Лечебницы Диспансеры Консультации
Досуг хобби разное
Бары Кафе Рестораны Клубы Спорт Закаты Кафе "Метро"
On-Line Меню Водоемы Фонтаны Поэзия Парки Грозы Киберлига.Ru ЗООПАРК
КУЛЬТУРА ИСКУССТВО / Музеи/ Экспозиция произведения народных мастеров


Ансамбли
Библиотеки
      • Национальная библиотека имени А. С. Пушкина Республики Мордовия
      • Республиканская детская библиотека
      • Научная библиотека им. М. М. Бахтина Мордовского государственного университета
Памятники
      • Пугачевские места
      • Памятник А. С. Пушкину
      • Памятник А. И. Полежаеву
      • Памятник поэту-революционеру Николаю Платоновичу Огареву (1813-1877)
      • Памятник В. И. Ленину
      • Памятник Героям-стратонавтам
      • Памятник воинам Мордовии, павшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
      • Памятник С. Д. Эрьзе
      • Памятник “Навеки с Россией”
      • Мемориально-скульптурный комплекс
      • Памятник “Танк Т-34”
      • Памятник “Самолет”
      • Памятник “Пушка”
      • Остальные памятники и монументы
      Памятники архитектуры и градостроительства
      • Иоанно-Богословская церковь
      • Здание Дома Советов
      • Здание Дома Союзов
      • Мемориальное кладбище
Храмы и церкви
      • Спасский собор
      • Казанская церковь
      • Успенский комплекс
      • Петропавловский мужской монастырь
      • Трехсвятская церковь
      • Христорождественская церковь
      • Покровская церковь
      • Предтеченская церковь
      • Духосошественская церковь
      • Троицкая церковь
      • Кладбищенская церковь царя Константина и Елены
      • Тихвинская церковь
      • Никольская церковь
      • Иоанно-Богословский кафедральный собор
      • Николаевская церковь
      • Александро-Невская часовня
      • Спасская часовня
      • Макаровский Погост
Театры
Музеи
      • Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей
         - Вводный зал. Экспозиция "Мордовская свадьба"
         - Зал дореволюционного прошлого (археология, старый Саранск, Пугачев, война 1812 года)
         - Зал современной истории (революция 1917 года, ВОВ 1941 - 1945 г.г., Промышленность)
         - Зал "Природа Мордовии"
      • Музей мордовской культуры
      • Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи
         - Экспозиция произведений скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи
         - Экспозиция произведения народных мастеров
         - Коллекция русского дореволюционного искусства
         - Экспозиция советского и современного отечественного искусства
         - Отдел профессионального изобразительного искусства Мордовии
      • Музей военного и трудового подвига 1941-1945 годов
Дворцы, дома
Кинотеатры



РЕКЛАМА

Экспозиция произведения народных мастеров


Спустившись на первый этаж, зрители попадают в небольшой уютный зал, куда ведут резные двустворчатые двери, украшенные мордовским орнаментом. Здесь по соседству с творениями великого скульптора экспонируются произведения народных мастеров. Такая близость не случайна. В работах С.Д. Эрьзи воплотился творческий гений его народа. Он - единственный представитель мордовской национальности, получивший профессиональное образование до революции и снискавший себе мировую славу. В основном мордовский народ имел возможность творчески проявлять себя только в прикладных видах искусства, создавая уникальные произведения: домашнюю утварь, богато орнаментированную одежду, элементы деревянной домовой резьбы. Собранные в единую экспозицию, эти работы наглядно демонстрируют одаренность, вкус и самобытность таланта их создателей.

Экспозиция включает свыше 350 произведений. Ее открывает раздел археологии, в котором нашли свое отражение образцы ремесел, развиваемые древней мордвой. В пристенных витринах выставлены различные украшения, обнаруженные при раскопках Журавкинского - II, Старобадиковского и Шокшинского могильников, датируемых VI-XI веками. Украшения экспонируются в том порядке, как они надевались в древности. Височные кольца с бутыльчатыми подвесками являлись декором головного убора. На шее носили гривну, составляющую принадлежность как женской, так и мужской одежды, псевдопозолоченные бусы с прокладкой из синей фольги с монетовидными подвесками. На поясе находилась дисковидная бляха с крышечкой, а к краю одежды прикреплялись подвески-колокольчики.

В основе декоративного оформления древних украшений лежит несложный геометрический орнамент. В них без труда можно различить наиболее почитаемые мордовскими ювелирами образы животных: коня и водоплавающей птицы. Они отражают древние языческие культы. Так, шумящие подвески делались часто в форме утиных лапок. Выразительно изображение лошади в коньковой привеске: упругие линии, очерчивающие силуэт, сама техника, имитирующая скань, когда изображение выполнялось из тонких нитей металла, делали образ стремительным, динамичным. "Звериный стиль" имел широкое распространение у древних народов, но у мордвы он приобрел плавность и мягкость. Древние ювелиры владели разнообразными техниками обработки металла: ковкой, чеканкой, гравировкой, различными видами литья.

Рядом с предметами археологии представлена древняя керамика. Созданная без гончарного круга, она отличается простотой форм, незамысловатостью точечного и линейного орнамента.

Развитие ювелирного дела у мордвы со временем угасло. Наиболее развитыми видами искусства на протяжении нескольких столетий стали вышивка, ткачество, плетение из бисера, резьба по дереву. В витринах демонстрируются образцы праздничных костюмов (слева - мордвы-эрзи, справа - мордвы-мокши), где доминирующую роль декора выполняла вышивка. Она использовалась, главным образом, для украшения различных деталей одежды: рубах, фартуков, верхней распашной одежды, головных уборов.

Эрзянская вышивка по своему характеру плотная, ковровая. Она выполнялась косым стежком и эрзянской звездочкой, маскировала передний шов рубахи, украшала подол, вырез горловины и рукава. Традиционные цветовые сочетания - красно-коричневый с черным или темно-синим.

В мокшанской вышивке использовались иные техники: счетная гладь, косой стежок, роспись, набор. Вышивка при этом получалась легкой, ажурной. Помимо подола и края рукавов, она располагалась тонкими продольными полосами вдоль всего полотнища рубахи спереди, сзади и по рукаву. Ее основная цветовая гамма, более сдержанная, основывалась, главным образом, на черном и темно-синем тонах.

Праздничный вид мордовскому костюму придавали многочисленные украшения: шейные, нагрудные, поясные, набедренные. В них широко использовались металлические бляхи, монеты, цепочки, раковины, бисер, шерстяные нити.

Одним из оригинальных украшений мордовских женщин являлся пулай (пулогай). Это набедренное украшение носили только эрзянки. В зависимости от места бытования, он имел различную форму: плоскую, трапециевидную или в виде пояса с пышной бахромой. В двух небольших витринах представлены образцы ткачества мордвы: сложноузорные, многоцветные концы головных полотенец; отделка подола и рукавов распашной женской одежды - мушкас и рубахи (кафтонь-крда), ритуальные полотенца, пестрядь, станина, использовавшаяся при изготовлении женских фартуков, мужских рубах и штанов.

В экспозиции демонстрируются отдельные комплексы мордовской народной одежды нескольких локальных групп: восточной и северо-западной мордвы-эрзи, центральной и юго-западной мордвы-мокши, костюмы мордвы, проживающей на территории Самарской и Пензенской областей,

Основными деталями женского костюма мордвы-эрзи являются: белая холщовая рубаха туникообразного покроя (панар), верхняя распашная одежда (руця), фартук с вышивкой, высокий головной убор (панго), нагрудная брошь (сюлгамо), набедренные украшения (пулай, пулогай, пулокаркс).

Для мокшанского комплекса женской одежды характерна многослойность костюма, в который входило нечетное число холщовых рубах, подолы которых, приподнятые один над другим, демонстрировали вышивку. Помимо рубах, костюм составляли также жилетки, шейные, нагрудные украшения, разнообразные подвески к поясу, головные полотенца, платки, а также вязаные из шерсти наколенники, тканые обмотки для ног.

Значительная часть экспозиции посвящена резьбе по дереву, которая была широко распространена у мордвы, расселившейся в богатом лесами крае. Резьба украшала жилища, утварь. На стендах представлены фрагменты ставней, выполненные в технике глухой корабельной резьбы, донца прялок с более легкой геометрической резьбой.

Наибольший интерес представляют свадебные сундуки /пари/, собранные в эрзянских селах Нижегородской области. Пари выдалбливались из стволов вековых лип. Снизу вставлялось дно, а сверху парь закрывали круглой крышкой. В декоративном убранстве парей, помимо чисто геометрического орнамента, отчетливо читаются стилизованные изображения людей, орудий труда, украшений. В прошлом эти знаки выполняли роль оберега, символизировали пожелания добра и благополучия, отражали хозяйственную и трудовую деятельность мордвы.

ИНФОРМАЦИЯ О САЙТЕ КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ СТАТИСТИКА
Отзывы и предложения
Правовая информация
Расценки на рекламные услуги
Вы можете написать нам
Rambler's Top100