ВОКЗАЛЬНАЯ ул. (1926).
Названа но расположению вблизи железнодорожного вокзала. Почти 100 лет существует станция Саранск начавшей работать в конце XIX века железной дороги, ныне Куйбышевской ордена Ленина.
31 января 1891 года Саранская городская дума обсуждала вопрос о ходатайстве перед правительством о проведении Казанской железной дороги через Саранск. Тогда же составили делегацию от города для поездки в Петербург, на что ассигновали одну тысячу рублей. В состав делегации вошли гласный думы купец Я. В. Кербицкий, предводитель дворянства Д. Н. Обухов, председатель уездной земской управы Д. Ф. Фалилеев, а возглавил ее городской голова Дмитрий Ильич Кубанцев. Железнодорожное дело в Саранске поддержал и пензенский губернатор А. А. Горяйнов. Саранская делегация наладила тесные связи с железнодорожными деятелями Петербурга и Обществом Московско-Казанской железной дороги, возглавляемым сыном знаменитого капиталиста Карла фон Мекка Николаем Мекком.
В 1891 году в Саранске проводглись изыскательские работы по прокладке Рязанско-Казакской железной дороги. Полоса прошла в двух верстах от Саранска по земле крестьян села Посопа. Станция Саранск планировалась за рекой Инсар около Посопа. Место было слишком неудобным для Саранска, и городская дума поставила вопрос о переносе линии на свои городские земли.
В 1892-1893 годы шло строительство насыпи и линий железной дороги, прошедшей по 127 усадьбам горожан Саранска. В докладе комиссий по сносу построек для дороги упоминаются Стрелецкий мост, Инвалидная улица, Стрелецкий порядок. Строительные работы на VI участке Рязанско-Казанской железной дороги, прошедшей через Саранск, вели инженеры Е. А. Ракинт, а позднее - Е. Ф. Бабицкий. В декабре 1893 года станция Саранск пущена в эксплуатацию. Она соединила участком железной дороги Рузаевку (1893 г.) и Ромоданово (станция до 1899 года, переименована в станцию Тимирязеве, а в 1918 году-в Красный Узел).
На станции Саранск рядом с железнодорожными линиями построили вокзал, пассажирскую платформу, депо и жилые дома. Железнодорожный вокзал одноэтажный, комбинированный - в центре кирпичный, а по сторонам деревянный. В центре главного фасада большое световое окно, выходящее к путям на восток. На вокзале работали два буфета. В 1914 году их содержал по аренде И. А. Дроздов.
Рядом с вокзалом образовалась и улица, но уже в советское время. Упоминается в документах горсовета 1926 года. Тогда в августе между вокзалом и элеватором действовала торговая ярмарка. Сюда приезжало много крестьян из окрестных сел и деревень. Место оказалось очень удобным для торговли, развернувшейся рядом с железной дорогой. Вокзальная улица небольшая, идет вдоль железнодорожных путей и примыкает к современной привокзальной площади. Сохранились еще дома, построенные в 1893 году. Это одноэтажный дом № 3 с брусчатыми стенами, тесовыми перегородками и полом. Бывшее кирпичное здание депо перестроено в двухэтажный жилой дом № 11 на 21 квартиру. Заселили его еще до войны. С 1940 года в доме живет М. Г. Семина, работавшая много лет на станции. В этом доме сохранились рельсы с датой выпуска 1891 года. Они служат подпорками для коридора второго этажа. А дом № 1 построен уже в 1968 году. В здании бывшего вокзала ныне размещается служба начальника станции Саранск. В помещении центральной части оборудован красный уголок.
Ленинский р-н, авт. 5, 9, Юэ, 16э, 22; тролл. 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 14, ост. Вокзал, Ул. Васенко.
|