Экспозиция произведений скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи
Каждого, кто входит в музей и попадает в его просторный вестибюль, сразу же влечёт широкая мраморная лестница, ведущая на второй этаж, где экспонируются произведения скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи (1876- 1959), талантливое и самобытное творчество которого является одной из ярких страниц не только национальной, но и мировой культуры. Ему по праву отведен центральный зал постоянной экспозиции. В музее хранится более /ЮО работ Эрьзи. Это крупнейшее собрание произведений мастера и нашей стране.
Степан Дмитриевич Нефедов /Эрьзя/ родился в 1876 году в селе Баеве Алатырьского уезда Симбирской губернии /ныне Ардатовский район Республики Мордовия/ в крестьянской семье.
Церковноприходская школа, работа в артелях иконописцев Алатыря и Казани, учеба в Московском училище живописи, ваяния и зодчества /1902-1906/ - основные вехи на пути художественного образования будущего скульптора. В 1906-1914 годах он жил в Италии и Франции, совершенствовал своё мастерство, изучал лучшие произведения мирового искусства.
Псевдоним <эЭрьзя>, взятый С.Д. Нефедовым в честь своего народа, приобрел мировую известность на зарубежных выставках в Милане, Ницце, Венеции и Париже. Этот ранний период творчества скульптора представлен немногочисленными работами: "Автопортрет" /1908/, "Марта", "Женский портрет" /1912/. Они свидетельствуют о редком даре художника глубоко проникать в мир чувств человека и выражать его средствами пластики.
С большим воодушевлением встретил Эрьзя Октябрьскую революцию и активно работал по осуществлению ленинского плана монументальной пропаганды в Москве, на Урале и Кавказе. Там им был создан ряд памятников революции, портреты вождей, деятелей литературы и искусства. Относящиеся к этому времени станковые работы: "Калипсо" /1917/, "Спокойствие", "Мечта", "Ева" /1919/, "Народный трибун" /1920/, "Летящий" /1922/, "Жертвы революции 1905 года" /1926/ демонстрируют широту творческих устремлений мастера, умение работать в различных техниках и материалах.
|
Своеобразным реквиемом, погибшим, борцам за свободу воспринимается произведение "Жертвы революции 1905 года". Многофигурная композиция мыслилась скульптором как надгробие. Распростертая атлетического сложения мужская фигура, тела двух женщин и ребенка смотрятся цельно и выразительно. Неровная, с резкими выступами поверхность произведения, динамичные светотеневые эффекты, экспрессивная лепка наполняют скульптуру повышенной эмоциональной выразительностью.
В 1926 году С.Д. Эрьзя по решению Наркомпроса был направлен с выставкой своих произведений во Францию. Затем он перевез выставку в Аргентину, где ей сопутствовал успех. В Аргентине скульптор встретил субтропические породы дерева: кебрачо, аль-гарробо и урундай, обладающие необыкновенной твердостью и прочностью и имеющие многочисленные наросты, отличающиеся красивой, причудливой фактурой. Отныне эти породы дерева стали единственным материалом для создания его произведений. Увлеченный работой, Эрьзя остался в Аргентине. Лишь в 1950 году он возвратился на родину, привезя в дар своему народу более двухсот произведений - все лучшее, что было создано им за это время.
В коллекции музея аргентинский период творчества скульптора представлен наиболее полно. Произведения этого времени в экспозиции сгруппированы по основным темам, над которыми мастер постоянно работал.
Чувство собственного достоинства, мудрость и мягкий народный юмор сочетают в себе национальные образы: "Крестьянин-мордвин" /1937/, "Старик мордвин", "Портрет матери" /1940/, "Портрет отца" /1944/. Тоскуя по родине, Эрьзя создавал работы, посвященные родным и близким ему людям, внося в них особую теплоту и задушевность.
Обширна галерея портретов выдающихся деятелей мировой культуры, выполненных мастером в разное время. Среди них: "Александр Невский" /1931/, "Сократ", "Микеланджело" /1940/. При всей несхожести обликов и человеческой сущности каждого из этих персонажей, скульптора в них привлекало то, что все они личности незаурядные, обладающие богатым внутренним миром, натуры мужественные и сильные.
Сложные характеры интересовали Эрьзю в библейских и евангельских сюжетах. Его "Иоанн Креститель" /1928/ и "Христос" /1945/ воспринимаются как реальные люди, страдающие и мучающиеся.
Одним из высших проявлений зрелого мастерства скульптора является образ библейского пророка Моисея (1932), в котором он дает своё представление о народном вожде: мудром, сильном, яростном. Композиция произведения построена на чередовании беспокойных ритмов пластических масс, сообщающих образу внутреннюю динамику и драматизм.
Отличительной особенностью творчества Эрьзи является психологизм, умение передавать тончайшие оттенки человеческих чувств. С особой силой этот дар проявился в так называемой "психологической серии", где он предпринял попытку в символических образах найти эквивалент определенным душевным состояниям человека / "Мужество", 1932, "Ужас", 1933, "Отчаяние", 1936, "Тоска", 1944, "Думы", 1940-е гг./. Для каждой из этих работ мастер ищет особую композицию, новый образный язык, применяет различные способы обработки дерева.
|
За долгую жизнь на чужбине мордовский скульптор встречался с людьми различных национальностей, и это нашло отражение в его работах: "Ассирийка" /1931/, "Китаец" /1934/, "Аргентинка" /1940/, "Парагвайка" /1941/, "Испанка" /1942/, "Чилийка" /1943/. Беззаветно любя свой народ, он с глубоким уважением и пониманием относился к представителям других стран, их культуре. В работе над каждым портретом, будь то лирический женский образ или строгий мужской, он тонко подмечал в характерах конкретных людей отличительные особенности, присущие той или иной нации.
Заканчивается экспозиция произведениями, относящимися к последнему периоду творчества Эрьзи. В это время он жил и работал в Москве /1950-1959/. Организованная в столице в 1954 году его персональная выставка имела большой успех. В 1957 году Эрьзя был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Созданные в эти годы работы: "Женский портрет" /1954/, "Казашка" /1955/, "В. И. Ленин" /1956/ отражают творческие поиски мастера, связанные с новыми образами и новым для него мироощущением.
|